Шрифт:
Цвет: CCC
Размер:
Семейный портал Ивановской области Иваново 8 800 3006 003 family.portal37@gmail.com
> > > На самые актуальные вопросы родителей отвечает известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш)

На самые актуальные вопросы родителей отвечает известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш)

Полезная информация 1 Сентября 2020

Священник отвечает на ваши вопросы

На самые актуальные вопросы родителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш) - известный церковный публицист, основатель и руководитель миссионерского интернет-проекта "Вопросы батюшке", автор многочисленных книг в жанре открытого разговора, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии.

Вы также можете задать свой вопрос священнику обо всех сторонах сегодняшней жизни на сайте «Елицы» или пишите по адресу: ivanovoConvent@rambler.ru

Помните: глупых вопросов не бывает.
Глупо бывает не задать вопрос. 

Детские вопросы 

Из какого источника ребенок должен получить ответы на свои вопросы об особенностях физиологического развития, об отношениях между полами? От родителей? Сверстников? Из медицинской или художественной литературы?

СВЯЩЕННИК ОТВЕЧАЕТ

Вопрос серьезный. - Прежде всего от близких взрослых.
В нормальных условиях дети получают эти сведения постепенно, доходчиво, без лжи и ханжества, от родителей - сын от отца, дочь от матери - причем в "упреждающем режиме", еще до того, как внешние воздействия разогреют их любопытство и они станут задавать "неудобные вопросы".

Как-то одна беременная женщина гуляла с трехлетним сыном, и соседка сказала:
- Папа с мамой купят тебе братика или сестричку... - на что мальчик спокойно возразил:
- Что ты, тетенька! - Ребеночек у мамы в животе, скоро родится.

Другая сторона вопроса - нравственная. С самого детства, и той же самой определенностью, как мы доносим до ребенка разницу между чистым и грязным, добрым и злым, он должен воспринять брак как основу нормальных половых отношений, и, соответственно, внебрачную связь как нечто скверное или трагическое.

Опять же, взрослые должны не накладывать на детей запреты - "это не смотри, это не читай" (поскольку дети с легкостью их обойдут в любом случае) - но, напротив, идти им навстречу в обсуждении любых предметов, которые бы детям ни встретились в жизни, в литературе и т.п., подчеркивая при этом их объективную нравственную оценку.
Когда мальчик растет без отца, надо заранее подготовить к этой теме кого-то из старших мужчин (дядю, дедушку), дабы они столь же уверенно, спокойно и регулярно обсуждали её с ребенком.

Дети - жертвы развода

Бывает так, что муж и жена разводятся, даже когда у них есть дети. Ребёнок, естественно, переживает, и хочет, чтобы родители помирились и не разводились. Как быть такому ребёнку, если он не из церковной семьи? И что ответить, если он обратился за помощью, за советом?

СВЯЩЕННИК ОТВЕЧАЕТ

К великому сожалению, такое бывает как в "нецерковных", так и в "церковных" семьях - хотя в последнем случае можно было бы ожидать полноценного и нерушимого брака!... Всё это говорит о том, что развод - это глубинная трагедия, результат искажения человеческой природы. В этом смысле развод, убийство семьи, можно уподобить смерти человека - хотя смерть не минует никого из нас, даже тех, кто соблюдает все указания врачей и ведет самый здоровый образ жизни, а брак супруги способны и обязаны сохранять, так что из жизни нынешней он переходит в жизнь вечную.

Всё это надо хорошо понимать нам самим, чтобы правильно строить наши отношения с детьми. Дело в том, что у нас - родителей, родственников, педагогов, - возникает соблазн "позолотить пилюлю", скормить детям слащавую ложь, что, дескать, никаких проблем нет, просто "папе надо пожить отдельно, с другой тетей" и т.п. Дети же крайне чувствительны ко лжи: они вам ее не простят. Если вы лжете им в десятилетнем возрасте, они "припомнят" вам это в пятнадцатилетнем, и давняя ложь, как мина замедленного действия, взорвет вашу родственную или дружескую связь с подростком именно тогда, когда она ему более всего требуется.

Отсюда вывод: с детьми горькая правда гораздо лучше сладкой лжи. Только надо давать им ее в правильном виде и в разумных количествах, соразмеряясь с возрастом и личностью ребенка. Прежде всего, не экономьте на душевном тепле, на сострадании, сочувствии к нему, а подробности случившегося можно обойти тактичным молчанием, которое само по себе станет красноречивым ответом на детские недоумения. Пускай ребенок запомнит ваш серьезный тон, вашу грусть, хоть бы и слезу сострадания на ваших глазах: эти детские впечатления станут верным фоном, на котором в дальнейшем вырастет понимание того, что же в действительности произошло между отцом и матерью...

Акцентируйте внимание ребенка на позитивной стороне дела, подчеркните его особую роль в новых семейных условиях: "Ну, ты теперь главный мужчина в доме, мама на тебя надеется, давай подумаем, что мы можем для нее сделать" и т.п. Внимательный взрослый друг, родственник или педагог, своим взвешенным отношением, поддержкой, ободрением, вниманием к ребенку, способны во многом нейтрализовать тот страшный вред, который причиняет ему грех развода родителей.

Отвращение к праздности?  

Как воспитать в сыне привычку к труду, чтобы праздность вызывала в нем отвращение? Ему всего 8 лет, и он уже не прочь побездельничать...

СВЯЩЕННИК ОТВЕЧАЕТ

Есть такое интересное высказывание: "Молись с осторожностью, а не то твоя молитва сбудется..." Это точно сказано про вас.

Самая лучшая привычка к труду - у ишака (правда, из-под палки): вы этого хотите для своего сына?? Праздность сплошь и рядом вызывает отвращение у тех, кто на всю катушку подвержен страстям суеты и стяжательства: они не могут допустить, чтобы у них хоть минута пропала "без пользы" (как им кажется), и с самодовольным презрением смотрят на тех, кто идет на молитву в церковь или на прогулку с детьми.

Значит, не всякий труд полезен, и не всякая праздность (а точнее досуг) - повод для отвращения. В детях такого возраста воспитывать следует в первую очередь трудолюбие, любовь и интерес к доброму делу, что проявляется в условиях как работы, так и досуга.
Христианский образ жизни требует сбалансированного чередования разных видов деятельности, труда и отдыха. Свт. Иоанн Шанхайский (+1966), глубоко почитаемый во всем православном мире, рекомендовал монаху отводить ежедневно шесть часов на труд и шесть часов на богомыслие в тишине... Восточная мудрость гласит: "Кто не умеет расслабиться, тот не сможет и напрячься".

Беда состоит в том, что вместо покоя и созерцания это расслабление для многих из нас по собственной воле превращается в алкогольное самоубийство или телевизионное безумие... Зачем? - Можно только сказать, что это следствие нашей греховности, которая способна любое добро употребить во зло нам самим.

Итак, надо учить детей досугу, так же как мы учим их труду. Прочтите внимательно ваш вопрос: можно подумать, что в безделье вы видите некую привилегию старшего возраста, которую притом не желаете разделить с сыном! А между тем цель воспитателя прямо противоположна: по мере взросления детей, по мере их врастания во взрослую жизнь, дать им обнаружить в ней богатство как деятельности, так и созерцания, заинтересовать, исподволь открыть им туда дверь...

Если вы хотите защитить сына от безделья, дайте ему широкий выбор общих осмысленных дел на пользу ближним и поддержите в нем те интересы и способности, которые он проявит. А для общего дела, конечно, нужно общество, нужна общность.

Нужны ли студии и кружки для детей?

Насколько полезны всевозможные формы внешколькой учебы, которые сейчас так широко рекламируют - студии, кружки, группы иностранных языков и т.п.? Очень сомневаюсь, что на их основе подросток может сформировать будущие профессиональные навыки! И к тому же в век интернета все эти знания можно приобрести не выходя из дома...

СВЯЩЕННИК ОТВЕЧАЕТ

В одном Вы совершенно правы, а в другом очень неправы.
В самом деле, в основной массе все эти кружки и студии не имеют ни малейшего отношения к будущей профессии ребенка. И гораздо хуже того: бестолковые, амбициозные горе-учителя раздувают в детях самооценку, стимулируют у них необосованные ожидания (стать художником, дипломатом, балериной, актрисой...), неизбежный крах которых приводит к тягчайшим последствиям!

А неправы Вы в том, что реальная задача этих форм обучения и реальная польза от них совсем в другом: это всесторонее развитие личности ребенка, причем в неразрывной связи с семьей. Тем самым выстраивается защита от чуждых, вредоносных влияний на растущую, неокрепшую душу.

Еще недавно суммарным источником таких чуждых влияний называли улицу. Сегодня же, "в век интернета", как Вы пишете, все эти (и гораздо худшие) вредоносные воздействия ребенок с легкостью воспринимает не выходя из дома... Тем большая ответственность ложится на родителей за то, чтобы противопоставить им живую, привлекательную, развивающую среду внутри семьи.

Внешкольные формы учебы могут этому отлично способствовать при очевидном условии: при участии - или хотя бы живом, неформальном интересе - со стороны родителей, при следовании важнейшему принципу воспитания: учиться вместе с детьми.

Крестить - когда и кого?  

Не лучше ли крестить детей не в младенческом возрасте, а позже, когда они уже понимают происходящее с ними?
Несколько раз встречалась с мнением, что невооцерковленным родителям, которые не понимают суть крещения, лучше не крестить своих младенцев. Верно ли это?

СВЯЩЕННИК ОТВЕЧАЕТ

Если ваш младенец не крещен, он находится вне Церкви. Вы, родители, соединяетесь с Богом в таинственном общении Евхаристии, а ваш ребенок, ваша плоть и кровь, остается за бортом... Если вас это устраивает - не крестите его.

Что же касается выражения "невоцерковленные", это всего лишь вежливая форма сомнения в христианской вере родителей... Сомнения, переходящего в уверенность. И когда мы соглашаемся крестить детей у таких "невоцерковленных" родителей, нарушается фундаментальный принцип: дети должны принимать Св. Таинства, Крещение и Евхаристию, будучи неотъемлемой частью своей "малой церкви" - христианской семьи.
Подробнее читайте об этом "Почему мы крестим младенцев?"

Почему мы крестим младенцев?
Глава из книги
"Шаг навстречу: три разговора о Крещении с родителями и крёстными"
(М., "Никея", 2011)

…Теперь остался перед нами вопрос: почему в Православной Церкви крестят младенцев? В самом деле, если мы – православные по своему свободному выбору, и без свободы невозможно познание Бога и воссоединение с Ним, то какая же может быть свобода у шестинедельного ребенка? 

И приходится иной раз слышать такие недоуменные речи: почему бы не отложить Крещение до тех пор, пока ребенок не станет юношей или девушкой, или хотя бы подростком, который способен сознательно исповедать свою веру в Бога?  Почему мы, столь высоко ставящие свободу, вроде бы её-то и отнимаем у наших собственных детей, не спрашивая их, решаем их судьбу?!

Вот с судьбы-то и начнем. Что такое судьба?… В христианском мировоззрении понятие это принципиально отличается от обыденного (а вернее сказать, языческого или оккультного, которое наивные люди принимают за нечто естественное). «Судьба послушного ведет, непослушного тащит», – эта латинская пословица в христианском сознании начисто лишена смысла. Идея предопределения, принятая многими нехристианскими конфессиями и еретическими верованиями, совершенно чужда Православию. Нас никто никуда не тащит: мы свободны в своем выборе.

Но состав нашего выбора, наши возможности, дороги, которые мы выбираем – это и есть наша судьба. И она действительно у каждого своя, и каждый отвечает за свой выбор, за верное направление выбранного пути. Личная эта ответственность возникает, конечно, в сознательном возрасте, причем постепенно, по мере взросления юной души. Ну а пока ребенок мал, лежит в коляске, сосет соску и гремит погремушками, кто отвечает за его судьбу, за всё, происходящее с ним? – Понятное дело, родители или опекуны.

Часто приходится говорить на эту тему с педагогами и родителями в связи с распространением у нас в стране массового преподавания основ религиозной культуры в общеобразовательных школах. Подавляющее большинство приветствует это важнейшее просветительское начинание; но есть и сомневающиеся.  Исходя из принципа свободы совести, все понимают, что религиозную культуру невозможно преподавать детям против воли родителей; но некоторым представляется, что без изъявления воли ребенка этого также нельзя делать. А поскольку воля ребенка несовершенна и неполноправна вплоть до определенного возраста (например, до 18 лет!), то, стало быть, религию вообще и религиозную культуру в особенности надо гнать подальше от детских садиков и школ…

Мы отвечаем на это в очень простых словах:
– У вас есть дети? Случается, они болеют, правда? Бывают ведь и серьезные болезни, опасные для жизни! И что же, вы их не лечите? Ждете до 14 лет, или до 18: тогда сами себе и решат, лечиться им, или нет, а пока нечего на них давить… Так, что ли?
Это далеко не шутка, и не поверхностное сравнение; оно полностью прилагается к вопросу о крещении младенцев. Мы видели с вами, что природа человека повреждена грехом, что её исцеляет Сам Бог. Эта самая губительная болезнь, и исцеление от неё, спасение от смерти – самое заветное желание всякого человека, и. конечно же, родителей в отношении своих детей. Могут ли они спокойно дожидаться, пока их дети вырастут, прежде чем дать им доступ к спасительному воссоединению с Богом, к Таинству Евхаристии? Уж наверное не больше, чем отказать детям в медицинской помощи при тяжких телесных недугах.

Таким ответом часто и ограничиваются, но необходимо посмотреть ещё глубже. Всё дело в том, что медицинская помощь действует помимо воли пациента, а духовная, небесная помощь, как мы видели, не действует… Кто бы ни сломал ногу, лучший из лучших людей, или последний мерзавец, доверяет ли он безоговорочно врачам, или в заносчивости презирает их, если вправить ему перелом, наложить гипс и заставить соблюдать правильный режим, нога срастется. – А в духовной жизни совсем не так!

Можно понять чувства родителей, которые желают детям добра, крестят их и причащают – но есть ли в этом смысл? Ведь и в самом деле, у новорожденного младенца и малого ребенка нет ни воли, ни рассудка, ни веры, без которых невозможно действие Святых Таинств…
Есть смысл! – отвечаем мы, – и к тому же глубочайший. Заключен он в одном-единственном понятии, прекрасно знакомом каждому из нас (даже тем, кто ещё далек от Церкви!), но которое за счет социальных и даже политических причин оказалось сегодня под жестоким ударом враждебных сил.  Речь идет о семье.

Семья может быть большая и маленькая, полная и неполная. Но если это семья, «малая церковь», достойная своего имени, то закон её жизни – любовь, та самая любовь, которая в Св. Писании соединяется знаком равенства с Самим Богом. Ваш ребенок, которого вы сегодня держите на руках, дан вам Господом для того, чтобы вы любили его – и тем самым прокладывали дорогу к Небу, себе, и ему, и всем, кто смотрит на вас.
Ваша родительская любовь соединяет вас с вашими детьми, и связь эта неразрывна, пока ребенок не имеет вполне своего «я»: ваша воля, ваш рассудок, ваша вера духовно питают его. Вы с ним – одно целое: и он не может оставаться в стороне, когда вы, его родители, соединяетесь с Богом в Святых Таинствах Православной Церкви.

Вот таков глубинный смысл той короткой фразы, которой нередко отвечают на вопрос о Крещении и Причастии младенцев: «Дети принимает Святые Таинства по вере родителей».
Непростая ситуация возникает, когда родители, желающие крестить своего малыша, в действительности далеки от Святой Церкви, не участвуют в ее Таинствах, не имеют о ней понятия. Священник должен строго и настойчиво призвать таких «невоцерковленных» родителей войти в Церковь вместе со своим новокрещенным младенцем, чтобы этот праздник Крещения стал и для них праздником начала жизни с Господом. Однако последуют ли они этому призыву – остается на их совести… Тогда восприемник (крёстный, крёстная) восполняет отсутствие веры у родителей; с ним ребенок растет в Церкви по принципу «не та мать, что родила, а та, что вскормила».

…Бывает и такое, когда родителей вообще нет рядом с ребенком. Помимо болезней и стихийных бедствий, виною тому сегодня становится распад семьи, безумие и безбожие нравственных уродов. И на восприемников, чаще всего бабушек и дедушек, ложится единоличная забота о ребенке,  как хозяйственная и материальная, так и духовная: а это едва ли проще…
Встречаются и особые случаи при Крещении детей. Приходилось, например, крестить воспитанников детского дома: у них не было ни восприемников, ни родителей. – Однако крестили лишь тех детей, кто уже был в сознательном возрасте, понимал, что с ними происходит, и мог, пускай по-детски, но осознанно и всерьез исповедать православную веру при совершении Таинства.

Послушание или свобода?  

Верно ли, что христианское воспитание - это золотая середина между послушанием и свободой? Что главное - не допускать ни порабощения ребенка, ни вседозволенности?

СВЯЩЕННИК ОТВЕЧАЕТ

Это верно лишь в малой мере, а в главном - неверно. Так же неверно, как сказать про искусство художника: "Золотая середина между чертежом и мазней".
Верно, что как распущенность, вседозволенность, так и порабощение ребенка и подростка, тюремный надзор и насилие, причиняют колоссальный вред, по существу разрушают семью: этих пороков необходимо избегать. - Но не на этом строится воспитание, не на этом стоит христианская семья.

Христианская семья стоит на любви. А любовь - это самоотдача, самопожертвование. В данном случае - самоотдача родителей детям, жертва своими личными желаниями и предпочтениями в интересах детей. Не в минутных интересах, не ради каприза или прихоти, но в интересах личности, ради возрастания юной, незрелой души в совершенный образ своего Творца и Спасителя.

Вот о чем следует думать родителям, когда они воспитывают детей - развивают ли они их свободу, или ограничивают ее.