Шрифт:
Цвет: CCC
Размер:
Семейный портал Ивановской области Иваново 8 800 3006 003 info@kolybelivanovo.ru
> Специалистам

Нравственные основы семейной жизни: программа для педагога

2 Сентября 2020
Учебно-методический комплекс по курсу «Нравственных основ семейной жизни» был разработан совместными усилиями Института развития образования Ивановской области и Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви.

Пояснительная записка

Семья представляет собою основной структурный элемент цивилизованного общества: так было с глубокой древности, и так останется впредь.

Актуальной проблемой российского общества является реализация демографической политики: стимуляция деторождения, обеспечение благополучного и здорового детства через позитивное воздействие на поведение людей, в первую очередь молодежи, на принятие правильных, разумных и плодотворных решений в сфере половых отношений, брака, деторождения и воспитания.

Социальная, гражданская, правовая, материально-финансовая, бытовая, психологическая, педагогическая, медико-гигиеническая, интимная и другие стороны семейной жизни весьма существенны и требуют, каждая в свою меру, раскрытия и прояснения для учащихся старших классов. Однако все они уступают по важности нравственной стороне, поскольку именно нравственные начала ведут к созданию семьи, удерживают ее от распада, служат источником супружеского и семейного счастья и отличают семью от внебрачной связи и коммерческого контракта.

В условиях, когда нравственность оказывается под постоянным давлением коммерческих и социальных факторов, разрушительно действующих на личность, семью, нацию и государство, воспитание и укрепление нравственных начал у молодого поколения приобретает первостепенную важность. В подписанной Президентом страны «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» безусловный приоритет отдан семье, развитию государственной семейной политики.

Как отметил П. Астахов, современная демографическая ситуация и девальвация семейных ценностей свидетельствуют о том, что школа должна как можно больше внимания уделять подготовке учащихся к семейной жизни. И сами учащиеся старших классов должны стать активными участниками возрождения и укрепления института семьи, семейных ценностей и традиций.

Об этом же идет речь и в Программе воспитания и социализации обучающихся (ФГОС ООО), направленной на обеспечение их духовно-нрав­ственного развития и воспитания, социализации. Так, на ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся среди важнейших отмечена задача формирования семейной культуры.

По этой причине курс «Нравственных основ семейной жизни» для 10-х – 11-х классов средней школы необходим молодежи в качестве живого и действенного ориентира на рубеже зрелости и самостоятельности.

Цель данного курса: формирование и осознание нравственных принципов в основе половых отношений, брака, деторождения и воспитания детей, позитивного отношения к семейным ценностям.

Задачи данного курса:

  • формирование трезвого и ясного взгляда на равноправие и различие полов, на сопряженные элементы человеческой природы, на нравственные и социальные реалии семейной жизни;
  • укрепление понимания семьи как основы российского общества, как субстрата устойчивого и успешного развития личности;
  •  усвоение и осмысление компонентов полноценного и счастливого брака: любви, нравственной чистоты, взаимного эмоционального притяжения, взаимной верности и ответственности, самоотверженного служения друг другу;
  •  осознание и раскрытие значимости создания новой жизни, функции семьи в совершении этого подвига, нравственных и педагогических основ материнства и отцовства, гармоничных отношений между поколениями;
  • формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи, настоящей и будущей. 

Программа «Нравственные основы семейной жизни» направлена на развитие у обучающихся личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных действий в сферах отношений между лицами противоположного пола, подготовки к браку и бракосочетания, супружеских отношений и устройства семейной жизни, рождения и воспитания детей, избегания и разрешения социальных, внутрисемейных, и педагогических конфликтов.

Главными принципами построения программы являются аксиологический принцип, и принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Планируемые результаты программы данного курса за счет усвоения преподаваемых нравственных основ и сопутствующих сведений состоят в оздоровлении нравственного климата молодежной среды, распространении нравственно-безупречного и ответственного поведения, стимуляции брака, укреплении семьи, росте рождаемости и совершенствовании семейного воспитания, устранении предрассудков и заблуждений в указанных областях.

Программа рассчитана на 2 года (34 часа); она включает в себя четыре раздела, каждый из которых состоит из нескольких логически выстроенных тематических блоков. Педагогу предлагается разнообразные варианты занятий, объединенных общей темой. Учебно-тематическое планирование выстроено с учетом особенностей возрастного периода в каждый год обучения.

Программа сопровождается пособием-хрестоматией и контрольными (итоговыми) заданиями, составленными на базе художественных и публицистических произведений, живописных репродукций, исторических и религиозных памятников различных конфессий и эпох.

Состав и использование пособия-хрестоматии описаны ниже в особом разделе. Контрольные задания, которые также могут быть использованы для итоговой аттестации, представляют собою краткие стихотворные или прозаические отрывки, предваряемые открытыми вопросами по их содержанию в связи с изучаемой тематикой. Всего имеется 32 таких задания.

Широта охватываемой тематики, состав и количество материалов хрестоматии и заданий, вполне достаточны для преподавания курса даже при двух-трехкратном увеличении объема отведенных часов.

Представленные тематические блоки позволяют достичь поставленной цели обучения, предусматривая отличные от урока формы занятий: семинары, игры, просмотр и обсуждение графических и видео-материалов, урок-дискуссия, урок-размышление, урок-встреча, урок-конференция и другие.

Материалы хрестоматии и контрольных (итоговых) заданий позволяет учителю поддерживать обратную связь с учащимися как в аудитории, так и путем самостоятельной домашней работы.

Эмоционально-личностному восприятию курса способствует использование произведений литературы (прозы, поэзии, мемуарных и публицистических произведений и т.п.), музыки (классической и современной), изобразительного искусства, фильмов и др., как из прилагаемого пособия-хрестоматии, так и дополнительных, по самостоятельному выбору педагога.

В проведении занятий могут участвовать приглашенные учителя-предметники, ученые, духовенство, журналисты, сотрудники правоохранительных органов, врачи, выпускники школы и др.

Важное место в программе курса уделено проектной и творческой деятельности учащихся (исследовательские проекты, эссе), а также ситуационно-ролевым играм.

Занятия могут проводиться один раз в две недели или укрупненными блоками, например, по темам. Возможно проведение занятий вне школы: в музеях, библиотеке и т.д. Некоторые темы могут предусматривать раздельную аудитории; в таком случае необходимо, чтобы занятие с юношами проводил мужчина, а с девушками – женщина.

В конце курса «Нравственные основы семьи и брака» предполагается итоговая аттестация, которая может проводиться в различных формах (реферат, зачет, конференция, защита проекта и т.д.).

К данному документу прилагаются следующие материалы, размещенные в папках «для педагога» и «для педагога и учащихся»:

  • пособие-хрестоматия с материалами к ней;
  • контрольные (итоговые) задания;
  • методическое руководство по ситуационно-ролевым играм, рекомендованным к проведению в аудитории;
  • дополнения к данной пояснительной записке (методические и учебно-вспомогательные материалы).

Знаком * в содержании курса обозначены разделы и вопросы, предоставляемые выбору педагога.

Скачать пособие