Шрифт:
Цвет: CCC
Размер:
Семейный портал Ивановской области Иваново 8 800 3006 003 info@kolybelivanovo.ru
> > > Любить нельзя наказывать: где поставить запятую?

Любить нельзя наказывать: где поставить запятую?

Полезная информация 26 Февраля 2021

Очень часто родители обращаются к психологу с рядом вопросов, касающихся наказаний детей: можно ли наказывать ребенка? С какого возраста? Когда наказания недопустимы? Когда без них не обойтись?

Сразу следует отметить, что мы не говорим о физическом наказании, о психологическом давлении, и лишении ребенка сна, пищи и отдыха. Все это относятся не к воспитательным мерам, а к жестокому обращению к ребенку, что абсолютно недопустимо. Используя физические наказания и методы психологического давления, родитель расписывается в своем бессилии, и наносит вред своему ребенку.

Важно сказать, что вседозволенность и попустительский стиль воспитания тоже не сделает ребенка счастливым. В таком случае ребенок не будет понимать что хорошо, а что плохо, не сможет адекватно оценить свой поступок. В таком случае существует риск развития нарушения процесса социализации, и как следствие, непринятие ребенком норм и правил, принятых в обществе.

Какие же формы наказаний можно использовать? С какого возраста? И за какие «проступки» следует наказать ребенка?

Ряд экспертов в области детской психологии утверждают, что наказание использовать можно и нужно в целях предупреждения опасных для жизни ребенка действий, профилактики нежелательного поведения и поддержки авторитета родителей.

С какого же возраста можно использовать наказания? Отмечу, что малыш в возрасте до 2 лет не осознает степень «правильности» своих поступков, и не сможет уловить зависимость его конкретного действия и наказания. То есть, наказывать ребенка за то, что он вступил в лужу или испачкал кофточку в песочнице - нет смысла. Ребенок в этом возрасте познает мир и учится его понимать. Получается, что у ребенка формируется четкая установка – его наказывают за любознательность и интерес к окружающему миру. А не воспитывают аккуратность и стремление к опрятности.

Но это не значит, что ребенку 2-3 лет можно все, что ему захочется. Запреты обязательны, но их количество должно быть минимальным. Запрещать нужно то, что может принести вред жизни и здоровья малыша, а также попытки агрессивного поведения по отношению к близким людям (например, когда 2 годовалый малыш бьет маму или жестоко обращается с животными). В таких случаях нужно сказать твердое «нет» или «нельзя», прекратив негативное действие ребенка, и выделить свой запрет интонацией – сказать серьезно и строго.

Осознание и первые адекватные оценки (в самом примитивном виде) своих поступков начинается после 3 лет. Дошкольный возраст в этом ключе приобретает особую важность, как время формирования у ребенка первичных представлений о правилах и нормах поведения и взаимодействия со взрослыми и советниками. В возрасте от 3 до 5 лет увеличивается количество запретов, т.к. расширяется круг общения ребенка (поступление в детский сад, посещение кружков и секций). Поэтому санкции (наказания) применимы к ребенку в ситуациях нежелательного поведения, агрессии, заведомого нарушение правил.

Но наказывать следует ограничением желаемого. Например, ограничение количества просмотренных мультфильмов, сладостей, или воздержание от покупки новой игрушки. При этом важно сообщить ребенку причину наказания, и обязательно в доступной для ребенка форме. После 5 лет помимо санкций, обязательно обсуждение поступка ребенка. С ребенком необходимо обсудить мотивы его поступка, сделать попытку самостоятельной оценки поведения.

В возрастом у ребенка увеличивается количество требований, обязательств и запретов. В обязанности младшего школьника должны входить учебная деятельность, выполнение домашних заданий, помощь в домашнем хозяйстве, самообслуживание. В этом возрасте санкции к ребенку применяются в условиях невыполнения предъявляемых требований.

В каких случаях наказание ребенка недопустимо?

За проявление любознательности и интереса; за возрастные особенности; за поведение, обусловленное физическим недомоганием.

Но чтобы наказание носило воспитательный эффект, есть ряд особенностей, которые необходимо учитывать.

Во –первых, ребенок должен четко понимать, за что его наказывают, и ситуация, которая привела к наказанию обязательно обсуждается и анализируется;

Во-вторых, важно соотнесение возможностей ребенка и его возраста, а также учет его особенностей и состояния здоровья;

В-третьих, наказание должно быть своевременным, а родители должны быть едины и последовательны в своих требованиях.

И еще несколько рекомендаций, которые позволят родителю строить отношения со своими детьми легко и эффективно:

1. Определите и согласуйте с родственниками систему запретов. Важно понимать, что ребенку раннего возраста можно все, кроме того, что опасно для жизни и может причинить вред здоровью. НО! Необходимо помнить, что если Вы говорите «НЕЛЬЗЯ», это нельзя ни при каких обстоятельствах.

2. При определении запретов важно их аргументировать. Коротко, четко и ясно поясните ребенку причину запрета. Если есть возможность, объясните ребенку наглядно.

3. При использовании санкций (наказаний) не используете обещания, которые не сможете выполнить (больше никогда тебе не куплю игрушек, к бабушке больше не поедешь, никогда гулять не пойдешь, и т.п.).

4. Не используйте выражения «плохой мальчик», «плохая девочка», оценивать нужно не ребенка, а его поступки.

5. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. При оценке достижений ребенка, его нужно сравнивать самого с собой. Говорите, сегодня у тебя это получилось лучше, чем вчера.

6. Не забывайте хвалить ребенка за все его достижения. НО! Оценка должно быть объективной и справедливой.

7. Поощряйте ребенка за проявление инициативы и самостоятельности.

8. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. НО! Не нужно заставлять ребенка выполнить просьбу любой ценой. Проявите материнскую мудрость: постарайтесь заинтересовать и замотивировать ребенка к выполнению действия.


Автор статьи - Моторина Надежда Владимировна, педагог-психолог высшей квалификационной категории.

Другие статьи автора:

Особенности воспитания и развития девочек

Детская невнимательность

Конфликты в молодежной среде

Травли.NET